Основные тенденции развития книжного рынка Москвы в 2016 году

09.03.2017

Жители столицы довольно консервативно относятся к приобретению книжной продукции и до сих пор до 63% товаров покупают в настоящих книжных магазинах. Об этом свидетельствует проведённое в конце 2016 года исследование рынка, которое заказал Московский департамент, отвечающий за рекламу и СМИ.

Сегодня в столице официально работают 217 специализированных торговых точек, реализующих книги различного жанра. По их количеству Москва пока ещё отстаёт от большинства европейских столиц, где один магазин приходится в среднем на 5-6 тысяч человек. К частью, этот коэффициент носит условный характер. Московские торговые предприятия, реализующие кинопродукцию, часто имеют более крупные размеры, чем западные коллеги.

Исследование социологов охватило широкие массы населения столицы. Согласно ему, жители всех без исключения районов предпочитают приобретать книги в магазинах, имеющих широкий выбор товаров. Небольшое количество опрошенных (около 7%) покупают бумажные книги во время походов в супермаркеты или по пути в киосках.

Получившее ранее популярность приобретение книг в интернет-магазинах пошло на убыль. Только 22% опрошенных в 2016 году занимались подобными заказами, остальные по-прежнему покупали в ближайших магазинах. Если сравнить эти показатели на конец года с данными за 2015, то видно сокращение заказов онлайн на 4%.

Интерес к приобретению электронных версий печатных изданий продолжает расти. Исследователи считают, что общий объём покупок за прошлый год, совершаемых в интернет-магазинах, держится на уровне 720-750 млн рублей, что больше на 10-12%, чем в 2015 году.

Основной доход компании, продающие книги, сегодня получают при скачивании пользователями контента (78% от общей массы). Рекламные услуги, при этом, добавляют свои 2% к прибыли. Подпиской охвачено пока только 20% читателей, но опрос показывает постоянный рост этой тенденции. Скаченные книги пользователи читают на различных устройствах. Многие для этого применяют собственные смартфоны и планшеты (23% респондентов).

Кроме печатной продукции в бумажном и электронном виде, любители литературы всё больше интересуются форматом аудиокниг, причём многие приобретают легальный  аудио контент в интернет-магазинах для прослушивания на смартфонах. За прошлый год количество скачиваний аудио книг увеличилось на 70%. Среди операционных систем по-прежнему лидирует IOS (70%), за ней идёт Андроид с 25% загрузок.

Суммарный объём столичного рынка небумажных вариантов книжной продукции достиг в 2016 году 3,2% и составил в денежном выражении 870 млн рублей. Сюда входят и аудиокниги.

Мировые тенденции показывают значительное смещение спроса в сторону онлайн продуктов, поэтому у Москвы есть большой потенциал для роста. Сегодня только 5% жителей столицы полностью перешли на электронные варианты книг и у интернет-компаний есть огромные возможности для роста и расширения услуг.

Возникли вопросы?

Готовы быстро ответить на ваши вопросы!