7 новых жанров современной прозы

21.12.2022

2942

В наше время едва ли не каждый год жизнь стремительно меняется. Динамизм современной реальности отображается в искусстве, в том числе – в литературе. Оформляются новые жанры, каждый из которых интересен определенному кругу читателей.

1. Литература для избранной публики (coterie)

К этой категории относятся книги-антиподы легкого пляжного чтива. Осилить их могут лишь единицы. Такие романы в основном дают пищу для ума, а не для души. Они подходят для читателей, готовых к длительному, напряженному и вдумчивому чтению. Впрочем, есть и люди, проводящие время за интеллектуальной литературой из-за желания быть чем-то похожими на представителей элиты, которым по силам разобраться в тайных смыслах сложных произведений.

Примеры: Из полистилистики начала ХХ века – «Улисс» Джеймса Джойса. Если брать современную литературу, стоит упомянуть «Дом листьев» Марка Данилевского. Еще один заокеанский шедевр – относительно недавно изданная на русском «Бесконечная шутка» Дэвида Фостера Уоллеса.

2. Ненастоящие мемуары (fake memoirs)

Мы живем в эпоху фейков, поэтому не вызывают удивления многочисленные публикации мемуаров, авторы которых не скрывают их вымышленный характер или умалчивают об этом.

Примеры: Серия интеллектуальных книг «Учение Дона Хуана» К. Кастанеды написана с претензией на научность, но достоверность фактов сразу вызвала сомнения у читателей. В 1986 году под авторством Александра Пушкина американцы издали «Тайные записки 1836-1837 годов».

Это произведение давно признали фейком, но отдельные наивные читатели до сих пор полагают, что записки вышли из-под пера великого русского классика. В 1997 году бельгийка Миша Дефонсека написала мемуары о еврейской девочке, которой довелось расти в страшные времена Холокоста. А в 2008 году писательница призналась, что «Выжить с волками» – мистификация, вымышленная история, вписанная в реальные исторические события.

3. Диккенсовщина (dickensian)

Произведения Чарльза Диккенса относятся к классике мировой литературы. Его наследие оказывает заметное влияние на писателей и в наше время, особенно это касается англоязычных авторов. Диккенсовщина – это объемные романы, повествующие о судьбах людей. Причем не обязательно старые или современные исторические. События в них могут происходить и в наше время.

Примеры: Если брать классику, то «Ярмарка тщеславия» У. Теккерея, «Сага о Форсайтах» Д. Голсуорси, «Женщина в белом» У. Коллинза. Из современных романов – «Здесь обитают призраки» Д. Бойна и «Щегол» Д. Тартт.

4. Пушистый детектив (furry sleuth)

Особенности этого детективного поджанра – наличие кошки или собаки, участвующей в расследовании. Сюжет разворачивается в небольшом сообществе симпатичных людей.

Примеры: В детективах Джеймса Миранды преступников ловит библиотекарь Чарли Харрис, которого вдохновляет кот Дизель. Лилиан Джексон Браун в своей серии детективов «Кот, который…» раскрывает преступления с помощью аналитических способностей журналиста и очаровательной сиамской парочки Юм-Юм и Коко.

5. Уютный детектив (cozy mystery)

Мрачная скандинавская «чернуха» нынче не в моде. Публика предпочитает детективные сюжеты, описанные более теплыми и оптимистичными красками. Создатели уютных детективов в качестве места действия выбирают какой-нибудь маленький живописный городок, населенный дружелюбными, хотя и немного странными жителями. Убийцу часто ищет скучающая домохозяйка, у которой родственник, друг или просто знакомый служит в полиции.

Главная героиня оказывается проницательнее полицейских, ей удается в процессе ненавязчивого общения выведать важные детали, которые в конце концов приведут к преступнику. Убийца в таких детективах не отличается особой кровожадностью. Это обычный местный житель, а не какой-нибудь заезжий маньяк с длинным перечнем жертв.

Примеры: Классика жанра – истории о несравненной мисс Марпл от Агаты Кристи. Любителям Викторианской стилистики придутся по душе романы Энн Перри. Среди произведений российских авторов можно выделить приключения сестры Пелагеи в романах Б. Акунина и детективы Е. Михалковой.

6. Экологический ужас (ecological horror)

Поджанр ужастиков, в котором источником неприятностей является не злодей, а природное явление, например, лесной пожар. Добавляет интриги наличие тайного источника стихии. В таких произведениях явно прослеживаются темы, связанные с экологией. В эко-хорроре нет призраков и кровожадных монстров. Героям предстоит поладить с разбушевавшейся матушкой-природой.

Примеры: Роман Д. Вандермеера «Аннигиляция» повествует о районе Икс, который долгие годы был отрезан от цивилизации. Природа поглотила все следы пребывания человека. После того как миссия очередной экспедиции не увенчалась успехом, за дело взялась команда, состоящая исключительно из женщин. А классика эко-хоррора – это «День триффидов» Джона Уиндема и «Руины» Скотта Смита.

7. Эльфопанк (elfpunk)

Интересный поджанр фэнтези, в котором феи, эльфы и прочие мифологические существа перенесены в атмосферу современного города. Истории получаются мрачноватые и с привкусом антиутопии. Многие авторы поднимают социальные проблемы. Характерная черта эльф-панка – упоминание рокеров, байкеров и субкультуры, которую они несут в массы.

Примеры: В серии книг Д. Кагавы «Железные фейри» речь идет о юной девушке, которая попадает в волшебный мир, таящий множество опасностей. У Мелиссы Марр в романе «Коварная красота» место обитания волшебных существ тоже соседствует с привычной реальностью. Похожие миры открываются в «Зачарованной» от Холли Блэк.

Что читать - выбирать вам, а мы готовы качественно напечатать книги в любом количестве тиража!
Посмотреть портфолио >>
Почитать отзывы >>

Возникли вопросы? Рассчитать заказ?

Готовы быстро ответить и оперативно рассчитать стоимость тиража!