Как написать захватывающий детектив

28.05.2021

140

Почему люди читают детективы? Возможно, что это одна из форм ухода от реальной жизни, очередное доказательство нашего справедливого мира. Это, своего рода, азарт спортивных болельщиков – читатель болеет за своего героя-сыщика.

Это довольно приятное ощущение проникновения в главного героя и отождествления себя с ним, появление смелости, силы, справедливости. Кроме того, это неплохая зарядка для ума, ведь каждому нравится разгадывать загадки и шарады.

Основные элементы детектива

В четыре основы детектива входят:

  1. Загадка

В процессе чтения, вместе с героем книги, пытаешься ответить на важные вопросы: Что произошло? Кто это совершил? И, конечно же – Поймают или нет?

  1. Напряжение

Для того чтобы серьезно увлечь читателя, нужно поставить на кон что-то очень важное. Поэтому сюжеты детективов чаще всего затрагивают такие неоспоримые критерии, как жизнь, богатство и свобода. Динамика развития и сюжета, затрагиваемые человеческие ценности и высокие ставки держат читателя в напряжении до самой развязки.

  1. Конфликт

История появления детективного жанра уходит далеко в древность, к существовавшим тогда легендам о храбром воине, воюющем со Злом. Раскрытие серьезных преступлений, таких как убийства – это и есть победа над Смертью. Поэтому в детективных сюжетах белое четко отделено от черного, а Добро и Зло являются вечными непримиримыми врагами и соперниками.

  1. Сюрприз

По теории, в процессе чтения можно самому раскрыть преступление, ведь в сюжетной линии прослеживаются все необходимые подсказки и ключи. Но читатель будет глубоко разочарован, если после прочтения первых глав, он уже будет точно знать, кто именно является убийцей, а кто украл все драгоценности из шкатулки.

Мир литературного детектива значительно отличается от реального. Здесь не бывает разного рода случайностей и странных совпадений, все логично и продуманно. Каждый персонаж выполняет строго назначенные ему обязанности: сыщик раскрывает дело, свидетели добавляют фактов и улик, преступник в розыске. При всем этом сюжет обязан быть максимально правдоподобным.

Персонажи детектива

Сыщик – специалист по ведению расследований. Сыщики бывают разных типов:

  • сотрудник правоохранительных органов;
  • адвокат;
  • шпион;
  • частный детектив;
  • сыщик-любитель.

План построения детектива

Как правило, детектив создается по определенной схеме:

1. Сыщик начинает расследование. Обычно этому предшествует пролог с описанием самого преступления для создания соответствующей атмосферы. Если главным героем является профессионал, нет нужды пояснять мотивы его действий – работа такая. Любитель или частный деятель требует предисловия, объяснения, с чего вдруг он решил расследовать это дело. Это можно создать с помощью флэш-бэка.

2. Расследование началось, и с первых шагов герою улыбается удача. Мифология трактует это, как инициацию – главный герой бросает привычную обыденность и попадает в царство криминала. Процесс расследования обычно проводится следующими способами: 

  • охота – этому предшествует появление важной улики, которая помогает раскрыть преступление;
  • собирательство – кропотливый сбор улик, доказательств, фактов, составляющих картину преступления;

3. В процессе расследования героя преследует серьезный кризис, перевернувший все его взгляды на жизнь, но он собирается с духом и продолжает расследование в другом направлении.

4. Сыщик идет практически по горячим следам. Появляются недостающие факты, которые дают ответы на все существующие вопросы.

5. Преступник пойман и получит по заслугам.

6. Рассказывается, как происшедшее изменило жизнь героев.

Пишем детектив

Что должно привлечь внимание при написании детектива

В первую очередь всегда определяется мотив для совершения преступления и способ, доступность оружия, физические возможности преступника.

Придумывая подробности детективного сюжета, нужно начинать именно с мотива. Почему человек задушил другого? Далее нужно продумать, каким способом проще это сделать: голыми руками, шнурками от ботинок или проводом от лампы. И не нужно сложностей – вода всегда уходит вниз, преступники поступают как проще.

В сюжете должны присутствовать две линии: одна подлинная, вторая ложная. Сначала сыщик идет по ложному пути, но она настолько попадает в факты, улики, что главный герой нисколько не сомневается в ее правильности. И уже ближе к развязке начинается появление правды, которая ставит все с ног на голову. В этот момент читатель ощущает катарсис.

Неплохо где-то в середине происходящего остановиться и спросить читателя: догадывается ли он о чем-то? Кто же убийца по его мнению? И несколько прогнозов должны быть неверными.

Чтобы не было возможности сразу узнать убийцу, все подозреваемые имеют одинаковые достоинства и недостатки. Это нужно для концентрации внимания читателей на сыщике. Если самым интересным героем станет убийца, тут же будет все понятно.

То же самое случится, если будет подчеркнуто, что человек не имел мотива и возможности убить другого. Отведенное подозрение наоборот, концентрирует еще большее внимание. Эта система часто используется для создания ложных ключей, но чтобы они правильно сработали, необходимо идеальное их вписание в версию следствия.

Качественный детектив похож на квест – чтобы дойти до цели, нужно собрать все предметы, необходимые игроку. В детективе их роль играют улики.

Мастерство писателя проявляется в том, насколько искусно они запрятаны. Причем хорошо спрятанные улики обычно находятся у всех на виду, но абсолютно не привлекают внимания. Во время кульминации остается только удивляться – как же сразу не смог догадаться, ведь было же все понятно.

Как умело запрятать улику? Американская писательница Шеннон Окорк советовала так: «Большую улику покажите маленькой. Чтобы потерялась, положите у всех на виду. Красивую улику сломайте, опасная должна не вызывать страха».

Серьезное внимание нужно уделить кульминации. Существует несколько видов:

  • сыщик собирает всех персонажей в одном месте и сообщает, кто убийца;
  • преступник захватывает заложников, тем самым приблизив свой конец;
  • сыщик расставляет ловушку для убийцы, в которую тот попадает;
  • преступник празднует победу, но вдруг появляется свидетель, которого никто не ждал;
  • схватка сыщика и преступника, например, погоня;
  • псевдо-кульминация. Преступник задержан, все счастливы, но вдруг оказывается, что поймали не того;

 Сыщик расследует преступление, опираясь на собственный ум, никаких гаданий на кофейной гуще, прочих знахарок, тайных символов и талисманов. Читатель будет жестоко разочарован, если в конце выяснится, что преступления не было, произошел несчастный случай или самоубийство. То же самое случится, если преступник сам сдастся правосудию.

Множество неожиданных сюрпризов, различные повороты в сюжете – это прекрасно. Но не стоит их делать очень много, читатель может путаться. В идеале замечательно появление трех сюрпризов большого размера и пары маленьких. Ни один из героев не должен совершать явных глупостей. Иначе такая борьба будет неинтересна.

Удача может улыбаться преступнику, пока его не вычислят. Преступника обязательно должны поймёт, наказание неминуемо.

Желаем успехов в написании детектива. И потом приходите к нам, мы с удовольствием подготовим материал и напечатаем вашу книгу.


Интересное по теме:

Автор статьи:
Контент-бюро типографии Роликс
+7 (495) 661-46-22

Возникли вопросы? Рассчитать заказ?

Готовы быстро ответить и оперативно рассчитать стоимость тиража!

× Скидки